Любители путешествовать по ночам и трудоголики имеют больше шансов нажить себе проблемы с кишечником

Ученые из португальского научного фонда Шампалимо провели исследования и выяснили, что бессонные ночи чреваты проблемами с кишечником, недели приверженцы здорового полноценного сна. Иными словами, люди, работающие или путешествующие по ночам, чаще имеют проблемы с пищеварительной системой.

В частности, ученые выяснили, что функционирование группы иммунных клеток, которые оказывают значительное влияние на здоровье кишечника, зависит от работы биологических часов организма. Исследование на эту тему опубликовано в журнале Nature.

— Депривация или нарушение привычного характера сна могут иметь серьезные последствия для здоровья и провоцировать ряд заболеваний, которые часто имеют иммунный компонент, например, воспаления кишечника, — пояснил руководитель исследовательской группы португальского научного фонда Шампалимо Энрике Вейга-Фернандес.

Чтобы разгадать загадку, почему так происходит, ученые задались супутствующим вопросом: влияют ли «циркадные ритмы на иммунные клетки кишечника».

В процессе изучения взаимосвязи иммунной системы и циркадных ритмов ученые обратили внимание на ILC3-клетки, которые оказались наиболее восприимчивы к нарушениям работы часовых генов. ILC3 — это один из подтипов врожденных иммунных клеток. Они играют важную роль в гомеостазе тканей и участвуют в быстром цитокин-зависимом реагировании организма в ходе воспалительных процессов.

Конкретно врожденные клетки третьего типа ответственны за целостность кишечного эпителия и контролируют всасывание липидов.

В итоге стало понятно: ключевая проблема — в нарушении экспрессии гена ARNTL.

— Во время дневного бодрствования, когда вы едите, биологические часы мозга снижают активность ILC3, чтобы способствовать здоровому метаболизму липидов. По окончании приема пищи ILC3 получают указание возвращаться в кишечник, где они нужны для борьбы с чужеродной микрофлорой и регенерации эпителия», — подытоживает руководитель исследовательской группы португальского научного фонда Шампалимо Энрике Вейга-Фернандес.

У людей, работающих по ночам, этот процесс перемещения лимфоцитов нарушается. Как результат — дисфункции и заболевания кишечника.