Суперстарт для тенора, сопрано и баритона на «Бельведере»

Международный конкурс оперных певцов им. Ганса Габора «Бельведер» — один из самых известных в мире и существующий 35 лет — впервые провел свой финал в России, в «Геликон-опере». В жюри заседают не дирижеры с вокалистами и даже не режиссеры, которые ныне решают судьбы современной оперы. Здесь решающее слово — за продюсерами, интендантами, каст-директорами и менеджерами: кто из молодых певцов получит ангажемент и шансы на удачную оперную судьбу.

Победители конкурса: Канг Ванг (Австралия), Айгуль Ахметшина(Россия) и Мандла Мндебеле (ЮАР). Фото: Ирина Шымчак

Ганс Габор, создавший конкурс, который теперь носит его имя, был директором театра в Вене. Это он придумал ноу-хау качественно нового типа судейства — продюсерского. И что очень важно: артист, победивший в «Бельведере», стартует как реально востребованный артист, заключая контракты с театрами и концертными импресарио. Отборочные туры всегда проводились в разных странах. Но финал — непременно в Вене. И вот пять лет назад Изабель Габор (вдова создателя конкурса, возглавившая его после смерти мужа) решила внести изменения в правила. Вот уже пять лет финал соревнований проходит в разных странах. В этом году — очередь России. Но основное правило остается неизменным: главными наградами для лауреатов становятся ангажементы.

ИЗ ДОСЬЕ «МК»

В «Бельведере-2017» отборочные туры проводились в 67 странах. 1024 участника. Площадки в России — Санкт-Петербург, Иркутск, Москва. До финальных туров в Москве дошли 138 певцов из 42 стран. Больше всех финалистов из России, на втором месте — Польша, затем — Южная Корея. В финальном туре выступили 15 солистов, но только трое стали победителями. Кстати, среди победителей «Бельведера» прошлых лет есть и «геликоновцы»: Марина Мещерякова, ставшая затем солисткой Большого театра, Станислав Швец, Ирина Самойлова.

Состав жюри нынешнего конкурса способен ошеломить: это лидеры статусных оперных театров мира, благосклонность которых способна в один миг превратить мечты молодого тенора или сопрано, а также баса, баритона или меццо, в высочайший старт карьерного взлета. Итак, Дмитрий Бертман представляет: Джон Мордлер, председатель (Opéra de Monte-Carlo, Монако), Дэвид Аглер (Wexford Festival Opera, Ирландия), Ольга Капанина (опера Большого театра), Жоан Матабош (Teatro Real, Мадрид, Испания), Кристофер Майер (Deutsche Oper am Rheinn, Германия), Ги Монтавон (Theater Erfurt, Германия), Бьорн Петерс (Saxonian state opera, Германия), Кристина Шепельман (Gran Teatre del Liceu, Испания), Кристоф Сеферле (Deutsche Oper Berlin, Германия), Мелисса Вегнер (Metropolitan Opera, США), Майкл Вильямс (опера Кейптауна, ЮАР), Диана Зола (Houston Grand Opera, США). Они и выберут тройку призеров.

Своего лауреата определит и медиажюри, состоящее из представителей СМИ разных стран. И главное — никаких обсуждений: решение принимается большинством голосов, а голоса считает машина.

Финальный тур — как настоящий праздник для ценителей хорошего вокала, в котором 15 участников спели по одной арии в сопровождении оркестра «Геликона» (дирижер Евгений Бражник). Переполненный зал «Стравинский» реагирует овациями и криками «браво!»: уровень исполнителей действительно высокий и очень ровный. Но все же публика присудила приз зрительских симпатий яркому и невероятно харизматичному баритону из ЮАР с труднопроизносимым именем Мандла Мндебеле. Ему же основное жюри отдаст и третью премию. Международное медиажюри, в котором имела честь состоять и музыкальный обозреватель «МК», отдало свои симпатии американцу Джону Брэнси. В эксклюзивной беседе Джон признался, что больше всего любит русскую музыку. Именно поэтому он исполнил арию Елецкого из «Пиковой дамы» Чайковского невероятно проникновенно и глубоко — в жизни не догадаться, что певец не знает русского языка.

Второе место — у единственного среди конкурсантов тенора Канг Ванга: все-таки тенора — это вещь штучная. Тем более с таким красивым тембром и столь обаятельной улыбкой, как у этого 29-летнего австралийца китайского происхождения. Ну а первое место достается юной россиянке Айгуль Ахметшиной из Уфы. 21-летняя меццо-сопрано, блистательно исполнившая труднейшую арию Золушки из одноименной оперы Россини, была совершенно потрясена признанием ее таланта. Кстати, в ближайшее время именно в этой партии она дебютирует на сцене театра Opera de Bauge (Франция).

Президент «Бельведера» Изабелла Габор комментирует: «В отличие от других конкурсов здесь все очень практично. Кастинг-директор театра, который работает в жюри, говорит: «Я хочу этого певца взять к себе в театр на конкретную роль сегодня. Не когда-нибудь, а сегодня». Поэтому и уровень такой высокий».

Источник

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ: