Новая премия стала триумфом «Нелюбви» Звягинцева

В Москве вручили новую международную кинопремию «Восток–Запад. Золотая арка». Учредил ее кинодраматург и режиссер Рустам Ибрагимбеков, решивший повысить ценность кинокритической мысли.

фото: Геннадий Авраменко

Премия вручена за достижения в области кино из 32 стран Восточной Европы и Западной Азии, от стран бывшего СССР и Восточной Европы до Финляндия и Турции. Жюри из 24 экспертов — киноведов и кинокритиков из Англии, Европы и двух Америк — назвало лучшие картины «особого региона».

Телеведущий Леонид Парфенов произнес ключевые слова о странах-участницах премии: «Они до сих пор изживают наследие тоталитаризма, коммунистических, теократических и военных диктатур, где не просто было выжить и сохранить в себе человека». Он высказался о профессии кинокритика, на мнение которого ориентируются в его кругу гораздо больше, чем на сарафанное радио. Прошелся по «Золотому орлу» и «Нике»: враждуя между собой, они работают против кинематографа. Кинокритика же, по его словам, оказывается чаще адвокатом зрителя, меньше подвержена партийности.

«Кинематографии, расположенные в пограничной зоне, где Восток и Запад органично сплелись в единое целое, посылают предупреждение миру о страшной опасности, нависшей над ним, — считает Рустам Ибрагимбеков. — Когда я увидел, что среди номинантов широко представлены российские кинематографисты, подумал, что не так уж и плохо обстоят наши дела, раз независимое жюри выбрало их из огромного числа картин. А теперь, когда я вижу, кому достались награды, думаю о том, что у нас дела обстоят хорошо. Мы просто привыкли к тому, что все, что делается у нас, до поры до времени недооценивается».

«Нелюбовь» Андрея Звягинцева получила четыре «Золотые арки». Награды за лучший фильм, режиссуру, операторскую работу Михаила Кричмана и музыку Евгения Гальперина получал продюсер Александр Роднянский. Оказалось, что Евгений Гальперин писал музыку, не видя фильма, не читая сценария.

«Золотую арку» за режиссуру доверили вручить новоиспеченному кинорежиссеру Константину Хабенскому, дебют которого могли пока оценить лишь депутаты Госдумы. «Я не предполагал, что настолько тяжело и чертовски интересно погружаться, проходить через это, решать какие-то вопросы, зачастую отталкиваясь от своей интуиции, иногда вопреки всем остальным понимать, что ты прав. Безумно интересная лично для меня была экскурсия на стульчике с надписью «режиссер». Не скажу, что это навсегда». Он еще не остыл от счастья новой профессии.

«Звездой Евразии» назвали сербскую Анну Маньяни — Миряну Каранович. «Теснота» Кантемира Балагова оказалась счастливой для дебютанток Дарьи Жовнер (отмечена за главную роль) и Ольги Драгуновой (роль второго плана). Румынский актер Богдан Думитраке стал лучшим, сыграв в картине «Поророка» Константина Попеску. Алексей Серебряков награжден за роль второго плана в фильме «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов». Режиссер Александр Хант благодарил его за доверие к дебютантам, которые в основном и работали над картиной, и за бескорыстное в нем участие: Серебряков отказался от гонорара.

«О теле и душе» Ильдико Энейди представляла мощная команда из Венгрии. Ее отметили лишь за сценарий, создававшийся 12 лет. Когда авторов озарила идея о влюбленных, которым снится один сон на двоих, они слезами облились над собственным замыслом. Но и тут без русских не обошлось. Награду пришлось поделить с «Аритмией» Бориса Хлебникова и Натальи Мещаниновой.

Польского классика Кшиштофа Занусси чествовали за вклад в киноискусство. На его книгах и лекциях, не говоря уж о фильмах, выросло несколько поколений кинематографистов и критиков тоже. А он неожиданно заявил: «Много лет назад я создал книжку со странным названием «Пора умирать», но не тороплюсь. Я еще жив, снимаю кино и надеюсь, хотя это всегда безнадежно, добиться цели. Цель, как горизонт, отдаляется. Но надеюсь, что между странами отношения станут лучше, так что мне еще есть чем заняться».

Источник